понятие, классификация, примеры. Причины техногенных аварий и катастроф. Личная безопасность при техногенных авариях
На какой бы стадии развития ни находилось человеческое общество, оно всегда и неразрывно связано с окружающей средой. В начале 21 века наша цивилизация все сильнее ощущает на себе те изменения на планете, инициаторами которых стала она сама. Чем опаснее вмешательство человечества в природу, тем более непредсказуемыми и страшными становятся ее ответы. Впрочем, далеко не всегда в чем-то виновата окружающая среда: техногенные аварии в 70% случаев возникают по вине самого человека.

Основные сведения
Кстати, а что конкретно понимается под этим термином? Все просто: пожары, авиакатастрофы, автомобильные аварии, прочие события, произошедшие по вине человека. Чем в большей степени наша цивилизация опирается на технические средства хозяйствования, тем чаще происходят техногенные аварии. Это, увы, аксиома.
Стадии формирования
Всякое событие в мире происходит не «абы как» и не сразу. Даже извержению вулкана предшествует определенная фаза накопления расплавленной магмы. Так и в этом случае: катастрофы техногенного характера начинаются с возрастания количества негативных изменений или в отрасли, или на конкретно взятом объекте. Любая катастрофа (пусть даже и техногенная) происходит под влиянием децентрализующих, разрушающих факторов на сложившуюся систему. Технологи различают пять фаз развития ЧС:
- Первичное накопление отклонений.
- Инициация процесса (теракт, техническая неполадка, халатность).
- Непосредственно авария.
- Действие последствий, которое может быть очень продолжительным.
- Меры по ликвидации произошедшей аварии.
Так как мы рассматриваем техногенные аварии, разберем основные их причины и предрасполагающие факторы:
- Перенасыщенность и излишняя усложненность производственного процесса.
- Изначально допущенные ошибки в проектировке и изготовлении.
- Износ оборудования, устаревшие средства производства.
- Ошибки или умышленный вред от обслуживающего персонала, теракты.
- Недопонимание при совместных действиях различных специалистов.

Транспортные аварии
Так называется какое-то экстремальное событие с участием транспортных средств, возникшее в результате технических неисправностей или внешних воздействий, вследствие которого произошла порча имущества, был нанесен значительный ущерб, погибли или пострадали люди. Чтобы был лучше понятен масштаб такого рода событий, приведем несколько примеров:
- 1977 год, аэропорт Лос-Родеос (Канарские острова). Страшная авария, когда столкнулись сразу два «Боинга-747». В результате катастрофы погибли 583 человека. На сегодняшний день это наиболее крупная и жуткая авария в истории всей гражданской авиации.
- 1985 год, японский «Боинг-747» рейса JAL 123 врезался в гору из-за ошибки навигационной системы. Катастрофа унесла жизни 520 человек. Вплоть до сегодняшнего дня это считается наиболее крупной аварией гражданского самолета.
- Сентябрь 2001 года, США. Печально известное столкновение самолетов с башнями Всемирного торгового центра. Точное количество погибших до сих пор неизвестно.
Таким образом, гибель людей – вот самое страшное, что несут техногенные аварии. Примеры аналогичных катастроф есть и в СССР:
- 16 ноября 1967 года при вылете из Екатеринбурга (тогда Свердловск) разбился Ил-18. Все 130 человек, которые находились в тот момент на борту, погибли.
- 18 мая 1972 года в Харьковском аэропорте разбился Ан-10, развалившись на куски при посадке. Всего погибло 122 человека. Впоследствии выяснилось, что причиной столь нелепой катастрофы оказались глубокие конструктивные недостатки самой машины. Более самолеты этого типа не эксплуатировались.

Пожары и взрывы
Это одна из наиболее распространенных катастроф природного и техногенного происхождения в мире, начиная с древнейших временен и по сегодняшний день. Наносят огромный материальный ущерб, колоссальный вред природе, гибнет большое количество людей. Выжившие испытывают психологический стресс, справиться с которым самостоятельно им зачастую не удается, так как требуется помощь квалифицированного психолога.
Когда в недавнем прошлом происходили такие техногенные аварии? Примеры из недавнего прошлого:
- 3 июня 1989 — страшное событие в истории нашей страны: неподалеку от городка Аша загорелись подвижные составы сразу двух пассажирских поездов. Предположительно, случилось это из-за протечки газа на магистральном газопроводе. Всего погибло 575 человек, среди них – 181 ребенок. Точные причины произошедшего до сих пор не ясны.
- 1999 год, тоннель Мон-Блан. Загорелся пассажирский автомобиль. Огонь настолько разошелся, что потушить его удалось только через двое суток. Погибло 39 человек. Виновными были признаны компании, управляющие обслуживанием тоннеля, а также погибший шофер грузовика.
Какие еще существуют техногенные аварии? Примеры, к сожалению, многочисленны.
Аварии с выбросом (или угрозой) сильнодействующих ядов
В этом случае во внешнюю среду выбрасывается большое количество веществ, которые по своему действию на живые организмы равносильны сильным ядам. Многие из этих соединений не только обладают высокой степенью токсичности, но и весьма летучи, быстро попадают в атмосферу при нарушении производственного цикла. Такие техногенные аварии и катастрофы действительно страшны, так как в их ходе погибает очень много людей, еще больше – остаются инвалидами, у них рождаются дети с ужасающими генетическими отклонениями и уродствами.

Американская администрация до сих пор говорит, что тогда погибло 2,5 тысячи человек, вот только плотность населения в городе тогда была такова, что, скорее всего, умерло не менее 20 тысяч. Еще 70 тысяч человек остались инвалидами. В той местности и по сей день рождаются дети со страшными уродствами. Какие техногенные аварии могут соперничать с утечками сильнодействующих ядов?
Катастрофы с выбросом радиоактивных веществ
Одна из наиболее опасных разновидностей катастроф техногенного происхождения. Радиация не только убивает живые организмы, но и провоцирует лавинообразное нарастание клеточных повреждений и мутаций: животные и люди, подвергшиеся облучению, практически наверняка остаются бесплодными, у них развиваются многочисленные раковые опухоли, а их потомство, даже если оно может появиться на свет, очень часто поражено генетическими дефектами. Первые техногенные аварии и катастрофы такого рода стали происходить в то время, когда была начата массовая эксплуатация АЭС и реакторов, производивших оружейный уран и плутоний.
Не так давно все следили за событиями в японском городке Фукусима: станция эта, судя по творящемуся там сейчас, будет отравлять Тихий океан радиоактивной водой еще многие сотни лет. Ликвидировать последствия японцы до сих пор не могут, да и вряд ли им это удастся, так как расплавленное ядерное топливо ушло далеко в прибрежный грунт. Если описывать «радиоактивные» техногенные аварии в России и бывшем СССР, то на ум приходят сразу два случая: Чернобыль и комбинат «Маяк» в Челябинской области. И если о ЧАЭС знает едва ли не каждый, то авария на «Маяке» известна немногим. Произошло это в 1957 году.

Другой пример
Но далеко не всегда понятие техногенной аварии подразумевает взрывы, пожары и/или теракты. Идеальным примером является американский медицинский (!) препарат Therac-25, пошедший в серийное производство в 1982 году. Изначально это был триумф американских медиков: сложнейшее средство для лучевой терапии было создано исключительно посредством компьютерных расчетов! Вот только впоследствии выяснилось, что «лекарство» это исключительно радиоактивно, точных данных о количестве его жертв до сих пор нет. Учитывая, что с производства его сняли только через год, число пострадавших наверняка впечатляющее…
В обоих вышеописанных случаях причины техногенных аварий банальны – просчеты в изначальном проектировании. В момент создания «Маяка» люди практически не знали о том, что обычные материалы в условиях повышенного радиационного фона деградируют с невероятной скоростью, а американцев подвела уверенность в искусственном интеллекте и жадность глав фармакологических компаний.
Выброс биологически опасных веществ
Под этим термином чаще всего понимается попадание во внешнюю среду биологического оружия: боевые штаммы чумы, холеры, оспы и т. д. Понятно, что о подобных происшествиях власти во всем мире предпочитают не распространяться. Случались ли такие техногенные аварии в России? Сложно сказать. Но в СССР такое точно было. Случилось это в апреле 1979 года в Свердловске (Екатеринбург). Тогда сразу несколько десятков людей заболели сибирской язвой, причем штамм возбудителя был весьма необычен и не соответствовал природному.
Версий произошедшего две: случайная утечка из секретного НИИ и диверсионный акт. Вопреки мнению о «шпиономании» в среде советского руководства, вторая версия имеет право на жизнь: эксперты неоднократно отмечали, что вспышки заболевания охватывали место предполагаемого «выброса» неравномерно. Это позволяет предположить, что источников утечки было несколько. Более того, в самом «эпицентре», около злосчастного НИИ, количество заболевших было мизерным. Основная часть пострадавших жила намного дальше. И еще. Радиостанция «Голос Америки» рассказала о произошедшем еще утром 5 апреля. В это время была зафиксирована только пара случаев заболевания, причем проходили они под диагнозом «пневмония».

Внезапное обрушивание зданий
Как правило, причины техногенных аварий и катастроф этого типа – грубые нарушения на стадии проектирования и возведения зданий. Инициирующим фактором служит деятельность тяжелой техники, неблагоприятные метеорологические условия и т. д. Загрязнение окружающей среды при этом минимальное, но зачастую авария сопровождается гибелью большого количества людей.
В качестве идеального примера можно привести «Трансвааль Парк». Это развлекательный комплекс в Москве, обрушение крыши которого произошло 14 февраля 2004 года. В здании в этот момент находилось не менее 400 человек, причем не менее 1/3 из них – дети, пришедшие с родителями в детский бассейн. Всего погибло 28 человек, восемь детей. Общее количество раненых – 51 человек, не менее 20 детей. Первоначально рассматривалась версия теракта, но все оказалось куда хуже: проектировщик максимально сэкономил на строительстве, в результате чего опорные конструкции являлись скорее декоративной, нежели реальной поддержкой крыши. Под сравнительно небольшим грузом снега она рухнула на головы отдыхающих людей.
Коллапс энергетических систем
Эти происшествия можно поделить на две категории:
- Аварии на электростанциях, сопровождающиеся долговременным перерывом в энергоснабжении.
- Аварии на сетях электроснабжения, в результате которых потребители опять-таки оказываются лишены подачи электричества или иных энергетических ресурсов.
К примеру, 25 мая 2005 года в городе Москва произошел такой коллапс, в результате чего без электричества остались не только несколько крупных районов мегаполиса, но и многие подмосковные районы, а также некоторые населенные пункты близ Калуги и Рязани. Несколько тысяч человек какое-то время были блокированы в поездах метрополитена, многие врачи проводили ответственные операции буквально при свете фонариков.
Что делать, если вы оказались в эпицентре техногенной катастрофы
А сейчас нами будет рассмотрена личная безопасность при техногенных авариях. Точнее, меры по ее сохранению. Что делать, если вы оказались не в том месте и не в то время? Прежде всего, как бы банально это ни звучало, постарайтесь не поддаваться панике, так как в таком состоянии люди гибнут прежде всего. Овладев эмоциями, вы должны попытаться или выбраться в более-менее безопасное место, или же пробираться к аварийному выходу (при пожаре, к примеру). Следует избегать вдыхания воздуха, насыщенного пылевыми частицами, газами или дымом. С этой целью необходимо использовать ватно-марлевые повязки или же просто разорвать ненужные предметы одежды, смочить их водой и дышать через эти куски тканей. Очень важно, чтобы импровизированная повязка была сделана из натуральных материалов!

fb.ru
Аварии, катастрофы, чрезвычайные ситуации техногенного характера
Cегодня жизнь человека немыслима без техники. Мы используем технику во всем: в каждом доме есть бытовая техника, например, стиральная машина, микроволновая печь, кондиционер, кофеварка и многое другое.
Вне дома людьми используется более серьезная техника: например, автомобили или самолеты. Но существуют крупные техногенные объекты, которые направлены на серийное производство той или иной продукции. Такие объекты называются фабриками, заводами, станциями и тому подобное.
На таких объектах могут происходить аварии или даже катастрофы, которые называются техногенными.
Техногенная авария – это разрушение сооружений или технических устройств, применяемых на производственном объекте или же неконтролируемый взрыв и выброс опасных веществ.
Например, когда у вас в доме отключают свет – это можно называть аварией: какое-то оборудование на электростанции вышло из строя, и требуется время, чтобы восстановить нормальную работу электростанции.
Также аварией можно назвать мелкое дорожно-транспортное происшествие.
Техногенной катастрофой называют крупную техногенную аварию, которая влечет за собой массовую гибель людей или даже может привести к экологической катастрофе.
Например, это взрыв на атомной электростанции, влекущий за собой разрушение нескольких энергоблоков, а также выброс значительного количества токсичных веществ в окружающую среду. Большинство техногенных катастроф приводят к возникновению чрезвычайной ситуации техногенного характера.
Чрезвычайной ситуацией техногенного характера называется неблагоприятная обстановка на определенной территории, которая сложилась в результате аварии, катастрофы или иного бедствия, могущая повлечь или уже повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, окружающей среде, а также значительные материальные потери и нарушения жизнедеятельности людей.
На данный момент любой управляющий орган в первую очередь интересует локализация аварии или катастрофы, а также её последствий. Поэтому, чрезвычайные ситуации классифицируются по масштабу распространения.
В приведенной таблице указаны наименования чрезвычайных ситуаций в зависимости от зоны поражения.
Наименование ЧС |
Количество пострадавших людей |
Число человек, для которых нарушены условия жизнедеятельности |
Характеристика зоны ЧС по административному делению |
Уровень принимаемых решений при возникновении ЧС |
Локальная |
До 10 |
До 1000 |
Территория объекта |
Администрация объекта |
Местная |
11 — 50 |
1001 — 5000 |
Территория населенного пункта |
Органы местного самоуправления, КЧС* |
Территориальная |
51 — 500 |
5001 — 500 тыс. |
Территория субъекта |
КЧС органов власти субъекта |
Региональная |
51 — 500 |
501 тыс. — 5 млн |
Территория двух субъектов |
Правительство или КЧС субъектов, правительство РФ |
Федеральная |
Свыше 500 |
Свыше 5 млн |
Территория более двух субъектов |
Президент, правительство РФ, МЧС РФ |
Ситуация считается локальной, если число пострадавших не превышает десять человек, а пораженная зона ограничивается территорией объекта, на котором произошла авария. В этом случае разрешением чрезвычайной ситуации занимается администрация объекта
Если же чрезвычайная ситуация распространяется на весь населенный пункт, то она уже классифицируется как местная. В этом случае решения относительно сложившейся ситуации принимаются органами местного самоуправления.
Значительно более масштабной является чрезвычайная ситуация территориального характера – когда пораженная зона охватывает весь субъект федерации или же значительную его часть. В подобной ситуации количество пострадавших людей может вырасти до пятисот.
Если же зона поражения распространяется на два субъекта федерации, то такая ситуация классифицируется как региональная. Разрешением этой ситуации будет заниматься комиссия по чрезвычайным ситуациям субъектов федерации или же правительство непосредственно.
И, наконец, существуют федеральные чрезвычайные ситуации – это ситуации, при которых количество пострадавших людей превышает пятьсот человек, нарушены условия жизнедеятельности более пяти миллионов людей. В этом случае, чрезвычайная ситуация охватывает более двух субъектов федерации, и её разрешением уже занимается правительство во главе с президентом.
Существует, также, такое понятие, как глобальная или трансграничная чрезвычайная ситуация. Это ситуация, при которой зона поражения выходит за пределы государства. В этом случае в решение проблемы может вмешаться мировое сообщество.
Рассмотрим те виды аварий и катастроф, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Это транспортные аварии или катастрофы.
Также к возникновению чрезвычайных ситуаций могут привести пожары, взрывы, а также угрозы взрывов.
Кроме того, это могут быть аварии с выбросами (или угрозой выброса)
Транспортные аварии бывают следующих видов: аварии товарных поездов, пассажирских поездов и поездов метрополитена. Конечно же, подобные аварии могут повлечь за собой возникновение чрезвычайной ситуации из-за большого числа человеческих жертв, а также из-за выведения из строя путей следования поездов. Также к транспортным авариям относятся аварии, связанные с крушением речных и морских судов (как грузовых, так и пассажирских). Наверное, все вы знаете, что время от времени происходят крушения нефтяных танкеров, в результате чего наносится огромный вред окружающей среде. Кроме того, к транспортным катастрофам относятся авиационные и космические катастрофы. Ну, что такое авиакатастрофа, сегодня знает каждый, а под космической катастрофой чаще всего подразумевается неудачный запуск очередного космического аппарата или баллистической ракеты дальнего действия. Крупные автомобильные катастрофы на автомагистралях, мостах, переездах или тоннелях также могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации, так как будет полностью парализована транспортная система, а значит, не будет возможности подвезти необходимую помощь пострадавшим, не говоря уже о том, что такие катастрофы сопровождаются человеческими жертвами. Также транспортной аварией считается
О пожарах и взрывах, вы все хорошо знаете. Пожар, в общем-то, может возникнуть где угодно и создать чрезвычайную ситуацию. Например, пожары могут возникнуть в зданиях, на промышленных объектах, на объектах добычи, переработки и хранения горючих и взрывчатых веществ. Также, пожары и взрывы могут возникнуть в транспорте, в шахтах, в метрополитенах. Кроме того, при обнаружении неразорвавшихся боеприпасов или при утрате взрывчатых веществ возникает угроза взрыва. О перечисленных ситуациях, наверное, слышал каждый, кто хотя бы иногда смотрит новости.
Аварии с выбросами опасных химических веществ могут возникнуть как при их производстве, так и при переработке или захоронении. Кроме того, эти самые опасные химические вещества, могут образовываться и распространятся в процессе химических реакций, которые неконтролируемо могут начаться в результате аварии.
Об авариях с выбросами радиоактивных веществ, наверное, тоже многие из вас слышали. В первую очередь, это аварии на атомных электростанциях. Также, к выбросу радиоактивных веществ могут привести аварии транспортных средств и космических аппаратов с ядерными установками или грузами на борту. И, конечно, к чрезвычайной ситуации может привести авария, связанная с ядерными боеприпасами (например, в местах их хранения или уничтожения), а также, обнаружение (или наоборот)
Выбросы биологически опасных веществ чаще всего могут произойти из-за аварии на предприятиях и научно-исследовательских учреждениях (например, это может быть опасный вирус). Также, авария при транспортировке биологически опасных веществ может повлечь за собой возникновение чрезвычайной ситуации.
Что касается внезапных обрушений зданий или других сооружений – тут всё понятно: обрушение любого здания может немедленно привести к человеческим жертвам. А если это здание еще и являлось каким-либо из выше упомянутых объектов, то возникает авария техногенного характера.
Ну и, конечно, вы можете себе представить, к чему приводят аварии на электроэнергетических или коммунальных системах: люди могут остаться без электроэнергии, без воды и без отопления. Аварии на очистных сооружениях сразу же приводят к массовому выбросу загрязняющих веществ, что может нанести непоправимый вред экологии, а также здоровью человека.
Под гидродинамическими авариями подразумевается прорыв плотин, дамб или шлюзов. В случае если плотина использовалась для работы гидроэлектростанции, то её прорыв, опять же, приведет к тому, что люди останутся без электроэнергии. Кроме того, прорыв плотины может повлечь за собой катастрофические затопления, а также смыв плодородных почв.
Надо сказать, что существуют катастрофы, вызванные стихийными бедствиями (например, цунами, землетрясение, извержение вулкана и так далее). Но, тем не менее, статистика говорит о том, что большинство чрезвычайных ситуаций возникает в результате техногенных аварий. Не нужно и говорить, что наибольшая вероятность возникновения техногенных катастроф приходится на районы с большим количеством промышленных объектов и различных путей следования (автодороги, автомагистрали, железные дороги).
Стоит отметить, что основная доля населения России проживает как раз в таких районах. Например, более пятидесяти трех миллионов человек проживают в зоне с потенциально опасными химическими объектами, а более четырех миллионов человек проживают в зонах с потенциально опасными радиационными объектами.
Поэтому, к чрезвычайным ситуациям необходимо готовится заранее и относится к подготовке серьёзно.
Итоги урока:
· Техногенная авария – это разрушение сооружений или технических устройств, применяемых на производственном объекте или же неконтролируемый взрыв и выброс опасных веществ. Если же авария довольно крупная, то она может перерасти в техногенную катастрофу.
· Чрезвычайная ситуация техногенного характера – это неблагоприятная обстановка на определенной территории, которая сложилась в результате аварии, катастрофы или иного бедствия, могущая повлечь или уже повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, окружающей среде, а также значительные материальные потери и нарушения жизнедеятельности людей.
· Существует классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу их распространения.
· Возникновения описанных чрезвычайных ситуаций представляют собой реальную угрозу, поэтому относиться к ним нужно крайне серьезно.
videouroki.net
Основные причины, вызывающие аварии и катастрофы техногенного характера
К основным причинам, вызывающим аварии и катастрофы техногенного характера относятся:
-износ технологического оборудования, транспортных средств и основных производственных фондов, достигающий в некоторых отраслях промышленности 90% и более;
-недостаточный выпуск и низкий уровень качества приборов обнаружения и контроля опасных и вредных факторов, а также средств коллективной и индивидуальной защиты от этих факторов;
-недостаточна технологическая надежность систем обеспечения безопасности в промышленности, на транспорте, в энергетике, сельском хозяйстве, а также систем управления;
-недостаточная культура производства, снижение уровня компетенции и ответственности специалистов вредных и потенциально опасных предприятий;
-увеличение масштабов использования взрыво-, пожаро-, химически, радиационно, биологически опасных веществ и технологий;
-недостаточность и несогласованность в осуществлении мер по предотвращению аварий и катастроф, уменьшению возможных людских потерь и материального ущерба;
-размещение вредных производств и потенциально опасных объектов в непосредственной близости от жилых зон и систем их жизнеобеспечения;
недостаточный контроль за состоянием потенциально опасных производств и объектов;
-резкое уменьшение объемов строительства и производства коллективных и индивидуальных средств защиты для персонала объектов экономики и населения;
отсутствие необходимого количества локальных систем оповещения об авариях на потенциально опасных объектах.
Существенно увеличивают опасность вредного воздействия на население возможные при таких авариях паника, распространение ложных и провокационных слухов, неповиновение должностным лицам и представителям власти.
Обеспечение личной безопасности при техногенных авариях
Для обеспечения личной безопасности и безопасности членов семьи на случай возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характере необходимо:
-Выяснить в территориальном органе Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям или из других источников степень потенциальной техногенной опасности своего места жительства (работы, учебы), а также перечень чрезвычайных ситуаций, имевших место в этой местности в прошлом.
-По каждому виду реально возможных, в вашей местности чрезвычайных ситуаций нужно выяснить, какую потенциальную опасность они представляют.
-Надо заблаговременно принять меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций и подготовиться к принятию мер по защите при их возникновении, для чего необходимо:
— освоить курс по программе «Безопасность жизнедеятельности »:
знать сигналы оповещения и порядок информирования населения при чрезвычайных ситуациях;
-знать организации, в которые в случае чрезвычайной ситуации можно обратиться за помощью, расположение ближайших защитных сооружений, пунктов выдачи средств индивидуальной защиты и сбора эвакуируемых, телефоны противопожарной службы, милиции, скорой помощи, органа управления гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций или другого специального органа;
-иметь средства индивидуальной защиты и уметь изготовить простейшие из них собственными силами;
-знать порядок своих практических действий. Действий семьи и коллектива при различных видах возможных чрезвычайных ситуаций, при очевидной опасности уметь применить меры к самоспасению;
-соблюдать правила пожарной и других видов безопасности в жилище;
учебном заведение, на рабочем месте, транспортных средствах и местах массовых помещений;
следить за исправностью противопожарных и других противоаварийных систем, установленных в доме, учебном заведении, на рабочем месте;
уметь изолировать жилище или отдельные его помещения от внешней среды и иметь для этого необходимые материалы;
-застраховать жизнь, здоровье и имущество от чрезвычайных ситуаций;
-предусмотреть на случай эвакуации минимальный набор предметов первой необходимости (документы, одежда, обувь, смена белья, средства для оказания первой медицинской помощи и лекарства для больных, предметы гигиены, деньги, ценные бумаги и др.).
Услышав предупредительный сигнал «ВНИМАНИЕ ВСЕМ», подаваемый сиренами гудками предприятий и транспорта, немедленно включить радиоприемник, телевизор и прослушать информацию о возникшей опасности и порядке действий. Поскольку сигнал и инструкции могут не дойти до каждого человека, надо сообщить о них соседям и знакомым.
-При получении сообщения о чрезвычайной ситуации каждый должен действовать в соответствии с ранее приобретенными знаниями и навыками, помогая членам своей семьи.
studfiles.net
Вид техногенной ЧС | Опасные события |
Транспортные аварии (катастрофы) | Аварии грузовых железнодорожных поездов Аварии пассажирских поездов, поездов метрополитена Аварии (катастрофы) на автомобильных дорогах (крупные автодорожные катастрофы) Аварии транспорта на мостах, в туннелях и железнодорожных переездах Аварии на магистральных трубопроводах. Аварии грузовых судов (на море и реках). Аварии (катастрофы) пассажирских судов (на море и реках) Аварии (катастрофы) подводных судов Авиационные катастрофы в аэропортах и населенных пунктах Авиационные катастрофы вне аэропортов и населенных пунктов. Наземные аварии (катастрофы) ракетных космических комплексов Орбитальные аварии космических аппаратов |
Пожары, взрывы, угроза взрывов | Пожары (взрывы) в зданиях, на коммуникациях и технологическом оборудовании промышленных объектов Пожары (взрывы) на объектах добычи, переработки и хранения легковоспламеняющихся, горючих и взрывчатых веществ Пожары (взрывы) на транспорте Пожары (взрывы) в шахтах, подземных и горных выработках, метрополитенах Пожары (взрывы) в зданиях, сооружениях жилого, социально-бытового и культурного назначения Пожары (взрывы) на химически опасных объектах Пожары (взрывы) на радиационно опасных объектах Обнаружение не разорвавшихся боеприпасов Утрата взрывчатых веществ (боеприпасов) |
Аварии с выбросом (угрозой выброса) аварийно химически опасных веществ | Аварии с выбросом (угрозой выброса) аварийно химически опасных веществ при их производстве, переработке или хранении (захоронении) Аварии на транспорте с выбросом (угрозой выброса) аварийно химически опасных веществ Образование и распространение опасных химических веществ в процессе химических реакций, начавшихся в результате аварии Аварии с химическими боеприпасами Утрата источников химически опасных веществ |
Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ | Аварии на АЭС, атомных энергетических установках производственного и исследовательского назначения с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ на предприятиях ядерно-топливного цикла |
Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ | Аварии транспортных средств и космических аппаратов с ядерными установками или грузом радиоактивных веществ на борту Аварии при промышленных и испытательных ядерных взрывах с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ Аварии с ядерными боеприпасами в местах их хранения или установки Утрата радиоактивных источников |
Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ | Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ на предприятиях промышленности и в научно-исследовательских учреждениях (лабораториях) Аварии на транспорте с выбросом (угрозой выброса) биологических веществ Утрата биологически опасных веществ |
Гидродинамические аварии | Прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек) с образованием волн прорыва и катастрофических затоплений Прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек) с образованием прорывного паводка Прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек), повлекшие смыв плодородных почв или отложение наносов на обширных территориях |
Внезапное обрушение зданий, сооружений | Обрушение производственных зданий и сооружений Обрушение зданий и сооружений жилого, социально-бытового и культурного назначения Обрушение элементов транспортных коммуникаций |
Аварии на электроэнергетических системах | Аварии на автономных электростанциях с долговременным перерывом электроснабжения всех потребителей Аварии на электроэнергетических системах (сетях) с долговременным перерывом электроснабжения основных потребителей или обширных территорий Выход из строя транспортных электроконтактных сетей |
Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения | Аварии в канализационных системах с массовым выбросом загрязняющих веществ Аварии на тепловых сетях (система горячего водоснабжения) в холодное время Аварии в системах снабжения населения питьевой водой Аварии на коммунальных газопроводах |
Аварии на промышленных очистных сооружениях | Аварии на очистных сооружениях сточных вод промышленных предприятий с массовым выбросом загрязняющих веществ Аварии на очистных сооружениях промышленных газов с массовым выбросом загрязняющих веществ |
studfiles.net
Причины чрезвычайных ситуаций техногенного характера и защита от них
Главная | Основы безопасности жизнедеятельности | Материалы к урокам | Материалы к урокам ОБЖ для 8 класса | План проведения занятий на учебный год | Причины чрезвычайных ситуаций техногенного характера и защита от них
Урок 2
Причины чрезвычайных ситуаций техногенного характера и защита от них
Содержание урока
Потенциально опасный объект
Основные причины, которые приводят к авариям и катастрофам
Основные причины роста числа пострадавших и погибших при техногенных авариях и катастрофах
Обеспечение личной безопасности. Анализ источников информации
Обеспечение личной безопасности. Потенциальная опасность угроз
Обеспечение личной безопасности. Заблаговременные меры предупреждения ЧС
Обеспечение личной безопасности. Сигнал «Внимание всем!»
Вопросы и задания
Потенциально опасный объект
В настоящее время на территории Российской Федерации постоянно функционируют около 45 тыс. потенциально опасных промышленных производств и объектов, от аварий на которых могут пострадать или погибнуть люди.
Потенциально опасный объект — предприятие, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют вещества, создающие реальную угрозу возникновения чрезвычайной ситуации.
В качестве признака распределения потенциально опасных объектов на классы использован основной вид опасности объекта (радиационная, химическая и т.д.). Основные потенциально опасные объекты с угрозой возникновения ЧС распределены на следующие классы:
1. Радиационно опасные объекты
2. Химически опасные объекты
3. Пожаровзрывоопасные и пожароопасные объекты
4. Опасные транспортные средства
5. Опасные технические сооружения.
Радиационно опасный объект (РОО) — это объект, на котором хранят, перерабатывают или транспортируют РВ, при аварии или разрушении которого может произойти облучение ионизирующим излучением (ИИ) или радиоактивное загрязнение людей, с/х животных, растений, ОЭ и окружающей природной среды.
Химически опасный объект (ХОО) — это объект, на котором хранят, перерабатывают, используют или транспортируют ОХВ, при аварии или разрушении которого могут произойти гибель или химическое поражение людей, с/х животных и растений, а также химическое заражение окружающей среды.
Пожаро — взрывоопасные объекты — это объекты, на которых производятся, хранятся, транспортируются взрывоопасные продукты, или продукты, приобретающие при определенных условиях способность к возгоранию и (или) взрыву.
Опасные транспортные средства — Автомобильный транспорт, Железнодорожный транспорт, Водный транспорт, Трубопроводный транспорт, Воздушный транспорт.
Опасные технические сооружения — Плотины гидроэлектростанций, системы централизованного водоснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения и тд.
Транспортные аварии (катастрофы) могут быть двух видов: происходящие на производственных объектах, не связанных непосредственно с перемещением транспортных средств (в депо, на станциях, в портах, на аэровокзалах), и случающиеся во время их движения. Для второго вида аварий характерны удаленность ЧС от крупных населенных пунктов, трудность доставки туда спасательных формирований и большая численность пострадавших, нуждающихся в срочной медицинской помощи.
Пожары и взрывы — самые распространенные ЧС. Наиболее часто и, как правило, с тяжелыми социальными и экономическими последствиями они происходят на пожаро- и взрывоопасных объектах. Это прежде всего промышленные предприятия, использующие в производственных процессах взрывчатые и легковозгораемые вещества, а также железнодорожный и трубопроводный транспорт, несущий наибольшую нагрузку по перемещению пожаро- и взрывоопасных грузов.
Аварии с выбросом (угрозой выброса) аварийно химически опасных веществ (АХОВ) — это происшествия, связанные с утечкой вредных химических продуктов в процессе их производства, хранения, переработки ни транспортировки.
Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ. Возникают на радиационно опасных объектах: атомных станциях, предприятиях по изготовлению и переработке ядерного топлива, захоронению радиоактивных отходов и др.
Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ — не частое явление, объясняемое, по-видимому, строгой засекреченностью работ в этой области и в то же время продуманностью мер по предупреждению возникновения таких ЧС. Однако, учитывая тяжесть последствий в случае попадания биологически опасных веществ в окружающую среду, такие аварии наиболее опасны для населения.
Внезапные обрушения зданий, сооружений чаще всего происходят не сами по себе, а вызываются побочными факторами: большим скоплением людей на ограниченной площади; сильной вибрацией, вызванной проходящими железнодорожными составами или большегрузными автомобилями; чрезмерной нагрузкой на верхние этажи зданий и т.д.
Аварии на электроэнергетических системах и коммунальных системах жизнеобеспечения редко приводят к гибели людей. Однако они существенно затрудняют жизнедеятельность населения (особенно в холодное время года), могут стать причиной серьезных нарушений и даже приостановки работы объектов промышленности и сельского хозяйства.
Аварии на промышленных очистных сооружениях приводят не только к резкому отрицательному воздействию на обслуживающий персонал этих объектов и жителей близлежащих населенных пунктов, но и к залповым выбросам отравляющих, токсических и просто вредных веществ в окружающую среду.
Гидродинамические аварии возникают в основном при разрушении (прорыве) гидротехнических сооружений, чаще всего плотин. Их последствия — повреждение и выход из строя гидроузлов, других сооружений, поражение людей, затопление обширных территорий.
Следующая страница Основные причины, которые приводят к авариям и катастрофам
xn—-7sbbfb7a7aej.xn--p1ai
Какие бывают чрезвычайные ситуации техногенного характера 🚩 Разное
Неблагоприятная обстановка, сложившаяся на территории определенной местности в результате аварии и повлекшая за собой угрозу жизни и здоровья людей, нанесению материального ущерба и нарушению экологической обстановки, входит в разряд техногенных катастроф. По тяжести эти события классифицируются как мелкие, крупные и крупномасштабные.
В зависимости от территории распространения чрезвычайные ситуации делятся на пять видов — от локальных, которые не распространяются за пределы объекта, до глобальных, или трансграничных. Такая формулировка дается, если последствия аварии выходят за пределы границ одного государства. Следует заметить, что к чрезвычайным ситуациям относятся только те техногенные катастрофы, в результате которых появились человеческие жертвы, была нарушена возможность нормальной жизнедеятельности и получены значительные материальные потери.
В зависимости от причины произошедшие катастрофы делятся на несколько типов. Аварии всех видов транспорта, произошедшие на автомобильных и железных дорогах, мостах, переездах и тоннелях причисляются к транспортному типу. К нему же относятся авиакатастрофы, случившиеся как в аэропортах, так и за их пределами, и аварии на магистральных трубопроводах.
Ко второму виду чрезвычайных ситуаций относятся взрывы и пожары, которые уже произошли на объектах промышленной или социально-культурной сферы, или если только появилась угроза их возникновения. Особую опасность в этом случае представляют склады горюче-смазочных и взрывчатых веществ, химические и радиационные объекты и места массового скопления населения. Под особый контроль берутся происшествия на складах хранения оружия и взрывчатки и обнаружение неразорвавшихся боеприпасов.
Третий тип техногенных катастроф включает несчастные случаи с выбросом или угрозой выброса химических, биологически активных и радиоактивных веществ, аварии на объектах ядерно-топливного цикла и при проведении ядерных испытаний.
Отдельным пунктом выделяется внезапное обрушение зданий любого предназначения, разрушение транспортных коммуникаций и их элементов. Долговременные перерывы в снабжении потребителей электроэнергией, вызванные авариями на электростанциях или повреждением электроэнергетических систем, тоже причисляются к техногенным катастрофам. К этому же списку относится прорыв дамб и плотин, выход из строя очистных сооружений и выбросы промышленных газов с большим количеством загрязнений в атмосферу.
www.kakprosto.ru